И снова в «Эрмитаже» джаз!

Главным музыкальным событием предпоследнего летнего уикенда в Москве стал джазовый фестиваль в саду «Эрмитаж». XIV Московский международный фестиваль продолжил установившуюся традицию джазового форума на открытом воздухе. И хотя гидрометеоцентр не ошибся и приметил, наряду с солнцем, дождливую погоду, зрителям — джазоманам удалось получить немало удовольствия от увиденного и услышанного.

Трёхдневный марафон с пятницы по воскресенье представил 12 российских и зарубежных ансамблей, в том числе известных и популярных джазменов из США, Польши, Израиля, Финляндии и Франции. Директор и продюсер фестиваля Михаил Грин, выступая на пресс-конференции, особо выделил приезд легендарного американского саксофониста Чико Фримена. «Я несколько лет бился за этого человека, и, наконец, мне повезло — он оказался в Греции, а это совсем рядом. Это человек, у которого более 40 собственных дисков, участие более чем в ста записях других звёзд джаза», — рассказал продюсер. Не меньшей удачей организаторов стало приглашение вокальной джазовой звезды — вокалистки Сэнди Патон, которая вместе с трио Евгения Рябого закрывала программу фестиваля.

Несмотря на то, что дама она уже немолодая, Сэнди находится в прекрасной форме и своим присутствием и выступлением, безусловно, украсила джазовую феерию.Среди музыкантов-исполнителей в саду «Эрмитаж» оказался знаменитый виртуоз-трубач или, как ещё называют, «советский американец» Валерий Пономарёв. В 1973 году он эмигрировал в США, но не бежал из Советского Союза, а летел навстречу любимому увлечению, чтобы находиться в атмосфере живого, естественного джаза. Приезд Валерия Пономарёва на «Джаз в саду «Эрмитаж» московские журналисты назвали главной сенсацией фестиваля. Ещё один россиянин, молодой джазовый пианист Евгений Лебедев тоже вызвал немалый интерес у публики. После обучения в Гнесинке он поступил в колледж Беркли в Бостоне — один из лучших музыкальных вузов мира. Вскоре организовал джаз-бенд, и вот, впервые после четырёх лет отсутствия в России, привёз ансамбль на московский фестиваль. В его исполнении прозвучали различные стилистические направления и мелодии разных стран: Израиля, Болгарии, России, Америки. «И всё это мы «кидаем» в общий котёл и варим», — шутливо комментирует музыкант.

Трио другого знаменитого, одного из ведущих польских джазовых пианистов и композиторов Артура Дуткевича, выступившего на фестивале, известно во многих странах. Артур Дуткевич — участник и лауреат многочисленных джазовых фестивалей в Милане, Копенгагене, Мюнстре, Вашингтоне, выступал с сольными концертами в Каннах, Лондоне, Париже, Варшаве, Москве.Его стандартный музыкальный коллектив /фортепиано, контрабас, ударные/ представил на фестиваль свою фирменную программу, по-свящённую великому рок-гитаристу Джимми Хендриксу. С удовольствием и легко музыканты «манипулируют» палитрой джазовых гармоний, перекраивают нежную ткань джаза, сохраняя стиль рок-бунтаря. Впрочем, описывать изыски и «деликатесы» фестивальной музыки неблагодарное дело, поскольку рождается она в условиях спонтанных импровизаций в отличие от программной музыки, и передать её красоту и блеск на словах — пустые хлопоты.

А вот сказать о том, кто ещё радовал столичную публику, стоит.Ансамбль «Made in France» под руководством Андрея Бондарчука с музыкантами из Франции и Великобритании, российский «Bril Brothers», трио российского пианиста Якова Окуня, а с ним уже названный Чико Фримен, самый долгоиграющий оркестр в мире — оркестр имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина, сменяя друг друга, методично вносили свою лепту в джазовый праздник. А ещё — ансамбль «Маримба плюс», сочетающий в своём творчестве джаз и классику, и новый российский вокальный проект — трио «Ирина, Алина, Полина».

Это имена певиц: Ирина Родригес, Алина Ростоцкая и Полина Зизак.Фестиваль, начинавшийся четырнадцать лет назад только отечественными коллективами и музыкантами, обрёл устойчивую и глубокую международность, обогатив, в том числе, и многочисленных любителей джаза новыми ассоциациями и впечатлениями. И, наверное, напрасно когда-то Максим Горький называл джаз «музыкой толстых», а комсомольские вожаки в период «оттепели» пугали народ поговоркой, согласно которой его исполнители завтра же продадут Родину. Демократичный и свободный джаз только прибавил мирному единению белых и чёрных, «толстых и тонких», символично демонстрируя безграничные возможности музыкальной культуры, частью которой он и является. И даже августовская непогода не смогла на сей раз нарушить «эрмитажную» традицию полюбившегося и прочно занявшего своё место в кругу московских культурных событий фестиваля «под открытым небом».