Счастливые повороты судьбы, продолжение

После декретного отпуска Люба Лебедева устроилась на электромеханический завод, в отдел метрологии и с головой окунулась в новую деятельность. Завод «закрытый», чем занимался цех, говорить не принято, но в «инструменталке», где и было рабочее место Любы, она навела образцовый порядок — чистота, микронные инструменты лежали так, что на ощупь, с закрытыми глазами могла найти нужную деталь. И цветы кругом — в горшках, небольших ящиках. Рабочие иногда просто так заходили, постоять среди этой красоты. Заводского запаха — смазки, машинного масла, железной окалины здесь никогда не было, наоборот, пахло домом — кофе, свежим хлебом и, конечно, цветами. У Лебедевой, и об этом говорят все, счастливый характер: она быстро сходится с людьми. Контактная, доброжелательная, по-житейски мудрая — любой конфликт разберет, да так, что никому не обидно будет, для каждого слово ободряющее найдет. Тут все — и семья, где учили истинным ценностям, и комсомольская закваска, в которой дружба, искренность, желание не подвести товарищей — главные заповеди. Сослуживцы быстро становились друзьями, были вхожи в дом, вместе отмечали праздники, вместе ездили с детьми на экскурсии.

А потом пришли 90-е годы. Смутные, непонятные, безденежные. Зарплату на заводе не платили по нескольку месяцев, да и какая зарплата — работали один-два дня в неделю, не было заказов у такого мощного завода. Зарплаты мужа, врача-реаниматолога, на всю семью не хватало. Девочки, Надя и Вера, учились: старшая — в институте, младшая — в школе. Проезд до Москвы, одежда-обувка, продукты — у Любы голова шла кругом, считать приходилось каждый рубль. Выручили, как всегда, родственники. Лебедева всегда знала, что семья — опора и в беде, и в радости. Большая семья — больше поддержки. И правда. Сестра, Алла Николаевна, нашла ей подработку. С завода Люба не уходила, теплилась надежда, что воспрянет предприятие, слава-то у электромеханического была всероссийской. Да и куда было идти? С рабочими местами трудно. Люди, вспоминая те горькие годы, только вздыхают тяжело — всех враз посадили на голодный паек. Даже карточки продуктовые ввели. Любовь Николаевна никакой работы не чуралась; надо было — взяла в руки швабру.

— Мама собрала остатки сбережений (деньги исчезали быстро, цены ежедневно росли), и удалось купить небольшой домик в деревне под Брянском. Домишко так себе, хиленький, зато при нем участок земли. Там выращивала овощи. И на долгую зиму свежих овощей, солений-варений хватало.

Бывают в жизни счастливые повороты судьбы, особенно если их долго ждешь. Вот и случился он у Любы, когда пришла она в МУП «Подольский троллейбус». Появилась интересная работа и стабильная зарплата. Через полтора месяца после этого прибавилась семья — у Нади родились близнецы. Повысили на работе мужа, Евгения Александровича, теперь он стал старшим ординатором отделения интенсивной терапии ПГКБ.

Все удачно сложилось у Любови Николаевны: среди молодежи, приехавшей из Саранска, Брянска, Ижевска, Саратова, ей и новую специальность осваивать было легче, и сама она слов

но помолодела, похорошела. Из тех, кто приехал тогда вместе с первым директором, Владимиром Константиновичем Юровым, остался костяк: Иван Палаткин, Наталья Сюлина, Павел Соколов, Виктор Дулкин. Да из первого набора, что пришли из службы занятости, — Сергей Коряко, Юрий Токарев, Надежда Молякова, Наталья Володина. И бессменный главный инженер, Виктор Никитович Серебряков.
— Особенно хочется сказать о Владимире Константиновиче: сколько внимания, сил, энергии он потратил, чтобы пустить в городе троллейбус. Шли с ним, как по лесенке: сначала два маршрута, потом пустили третий — на Северный поселок, а уж сколько радости было, когда троллейбус пришел в Южный микрорайон, разгрузив вечно напряженный пассажиропоток! И сколько было благодарственных отзывов! Назрела необходимость создания собственной ремонтной базы — и тут пригодился его профессиональный опыт, умение добиваться поставленной цели, объединить коллектив общей задачей. Базу создали, да какую — теперь и капитальный ремонт можем проводить сами, своими силами. А это какая экономия средств, да и машины, а их 40, в хорошем состоянии. С недавнего времени Владимир Константинович занимается техническим ремонтом подвижного состава, и идей расширения базы у него масса, — с гордостью говорит Лебедева.

У неё давно уже другая должность, она начальник маршрута, в подчинении 93 кондуктора. Нелегкий у них труд — смены начинаются в пять утра, заканчиваются за полночь. И пассажиры разные, бывают невыдержанные, грубят. Иногда с чужими социальными картами едут, скандалят, если кондуктор отберет. Характер надо иметь, чтобы противостоять им... Зато здесь, в кабинете начальника маршрута, дают волю слезам, жалобам. Есть и серьезные проблемы — кому-то нужна утренняя смена, кому-то, наоборот, вечерняя. Вот Таня Иванова рассказала, что, когда ждала ребенка, Любовь Николаевна поставила её на «разрывную» смену, то есть начинала работу Таня в семь утра. А для этого специально график составлять надо было. Бывают замены, срочные дела — уехать куда-то надо, а утром смена. И тут Лебедева найдет выход, сумеет договориться с дополнительной сменой. Как сказала ревизор безопасности движения предприятия Наталья Сюлина, начальник маршрута — это родная мама для кондукторов. А дома она — замечательная мама для дочерей, любящая бабушка — у неё уже шестеро внуков, любимая жена. Не ошиблись родители, когда дали ей красивое и многообещающее имя — Любовь.

А. ЗАСЛАВСКАЯ. Фото Б. Чубаткжа