Карамзин в Остафьево!

К югу от Москвы, неподалёку от Подольска, расположено старинное село Остафьево (прежде Климово, Нечаево тоже с церковью Святой Троицы. По архивным бумагам оно проходит с XVII века. В 1792году князь Андрей Иванович Вяземский купил в  Остафьеве землю, на которой построил загородный дом. С начала нового столетия усадьбу стали посещать первые гости.

Если стоять на въездной аллее лицом к усадьбе, видишь перед собой главное здание с шестью колоннами коринфского ордера, от него идущие открытые галереи, соединяющие его с восточным и западным флигелями. Перед галереями возвышаются два дерева почтенного возраста — дубы, посаженные в память о Николае Михайловиче Карамзине. Их так и называют -«карамзинские дубы».

Карамзин в январе 1804 года женился на дочери князя А.И. Вяземского Екатерине Колывановой и тем самым породнился с Вяземскими. Он был уже известен читающей России: переводчик и поэт, издатель и прозаик. Большим успехом пользовались его «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». Почти двенадцать лет (1804 -1816) Карамзин прожил в Остафьеве, где написал восемь томов из двенадцати «Истории государства Российского». Лучшие деятели отечественной культуры помогли ему в сборе материалов, воодушевлённые его идеей создать национальный эпос: меценат граф Н.П. Румянцев, коллекционер А.И. Мусин-Пушкин, археограф Н.Н. Бантыш-Каменский, археолог и историк А.Н. Оленин, архивист А.Ф. Малиновский, историк и филолог К.Ф. Калайдович.Кабинет Карамзина располагался в западном ризалите на втором этаже главного дома.

Обстановка его была рабочей: «Голые оштукатуренные стены, выкрашенные белой краскою, широкий сосновый стол, в переднем углу под окнами стоящий, ничем не прикрытый, простой деревянный стул, несколько козлов с наложенными досками, на которых раскладены рукописи, книги, тетради, бумаги.». Окно смотрело в парк, обустроенный на английский вкус: липовая аллея, пруды, в глубине парка — беседка «храм Аполлона».

Как складывалось русское государство?Прежде всего, Карамзин вписывает историю отечественную в историю европейскую как часть её. «Рим, некогда сильный доблестью, ослабел в неге и пал, сокрушённый мышцею варваров северных. на развалинах владычества римского основалось в Европе владычество народов германских. В сию новую, общую систему вошла и Россия. Скандинавия дала нашему отечеству первых государей, добровольно принятых славянскими и чудскими племенами, обитаемыми на берегах Ильменя, Бела озера и реки Великой. «Идите, — сказали им чудь и славяне, наскучив своими внутренними междоусобицами, — идите княжить и властвовать над нами. Земля наша обильна и велика, но порядка в ней не видим». Это случилось в 862 году.Однако подлинное начало формирования русского народа Карамзин связывал с принятием христианства. Век Владимира Святого по Карамзину был веком могущества и славы. Он усмирил бунты вятичей и радимичей, завоевал Полоцк, Га-личину и землю ятвягов, расширил границы княжества от Балтийского моря до Таврии.

Подробно описал Карамзин важнейшее решение Владимира — выбор веры. После сцены крещения в Днепре, подчёркивая значение этого акта, идут слова: «Земля и небо ликовали».Воздав должное князьям Владимиру и Ярославу, историк переходит к мрачным временам, когда Северная Русь стала данницей монголов (Владимир, Суздаль, Тверь), а Русь Южная (Киев, Чернигов, Мценск, Смоленск) считалась землями Литвы. «Казалось, — пишет Карамзин, — что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности именуемый сельцом Кучковым, возвысил голову и спас отечество. Да будет честь и слава Москве! В её стенах родилась, созрела мысль — восстановить единовластие в истерзанной России, и хитрый Иоанн Калита, заслужив имя Собирателя земли Русской, есть первоначальник её славного воскресения, беспримерного в летописи мира».