Мера всему – человек

От Подольска до Ступина — 85 километров. Около часа на автомобиле. Вопреки всем законам физики это расстояние сокращено до двух шагов. Как? Волшебной силой искусства в Подольском выставочном зале, в двух шагах от вашего дома, открылась художественная выставка работ из личной коллекции замечательного человека, которого наши соседи (жители Ступина) помнят и чтят, -Николая Васильевича Авдеева.

Добрая половина ступинцев, услышав про Николая Васильевича, скажет: «Да, это был замечательный учитель физики, директор ступинской школы № 3». Другие будут уверять вас, что он из круга художников — основатель и первый директор Ступинской художественной галереи «Ника». И все будут абсолютно правы. Это один и тот же человек, которого хватило на два таких ответственных дела, которые он с честью исполнил на земле.Сто шестьдесят две картины, написанные подмосковными и московскими художниками, из собрания Н.В. Авдеева увидят подольчане в начале этой осени. Нам, влюблённым в свою малую родину, несомненно станут близки мысли и чувства талантливых живописцев, внимательно — с кистью или карандашом — изучающих свой любимый край. И пусть они от нас за много километров или лет, творчество авторов этих произведений не оставит нас равнодушными: душа не знает пространственных и временных границ...

В течение весны и лета часть этой экспозиции выставлялась в Ступинской художественной галерее «Ника». Эта выставка была приурочена к выходу книги о Николае Васильевиче «Мера всему — человек», выпущенной Ступинским информационным агентством. Таким образом сту-пинцы попытались отблагодарить своего земляка за поистине неоценимый дар Ступину — за создание художественной галереи — места, где людей наполняет чувство прекрасного, где светлеют их мысли, где сама творческая атмосфера способствует желанию созидать.Николай Васильевич был «человеком-энциклопедией», настолько разносторонни и глубоки были его познания. И главная «закладка» в этом «чудо-справочнике» была на «странице» с понятием «культура».

Путешествуя по судьбе Авдеева, словно читаешь статью по искусствоведению. Учитель-физик собирает коллекцию пластинок классической музыки, систематизирует её, составляет каталог, напевает арии из опер, готовит музыкальное оформление к открытию выставок в галерее, задолго до современных педагогов-новаторов понимая, какое мощное эмоциональное воздействие на человека, какой воспитательный эффект имеет синтез искусств: живопись, музыка, художественное слово.Но о живописи разговор особый. Филиалом картинной галереи можно было назвать квартиру Авдеева.

С этого «филиала» все и начиналось. «Если я, пенсионер, могу позволить себе с пенсии купить одну-две картины, то почему бы подобное не сделать городу, создав художественную галерею? Ведь денег у города явно больше, чем у пенсионера», — справедливо замечал Николай Васильевич. К моменту этих размышлений у него сложились дружеские отношения с известным московским художником-анималистом Д.В. Горловым, Савелием Кочуриным из Сергиева Посада, а также с местными художниками.

Тогда уже работал созданный Н.В. Авдеевым клуб художников. Николай Васильевич понимал, что городу нужен художественный музей с постоянной экспозицией, чтобы у ступинцев всегда была возможность иметь духовную опору в искусстве. Фонд будущей галереи уже собирался из подаренных художниками своих произведений, пожертвований жителей города. Много работ передал Николай Васильевич из личной коллекции. Например, более ста рисунков и набросков, сделанных рукой Д.В. Горлова. В двадцатых годах, когда во многом был дефицит, художник-анималист делал свои зарисовки на обрывках бумаги плохого качества. Уже намного позже, помогая художнику разбирать работы, Николай Васильевич взялся обработать рисунки, наклеив их на ватман. В течение года дли-лась эта работа. Добровольный помощник восстановил две тысячи рисунков, часть из которых получил в подарок. Этот подарок и составляет сейчас экспозицию зала анималистики Ступинской художественной галереи.

14 апреля 1996 года галерея, насчитывающая четыреста пятьдесят единиц хранения, открылась. Но этому предшествовала шестилетняя борьба за помещение, за само право существования галереи. Это обычно тот труд, который оттеняется главным событием, но без которого события бы и не состоялось. Николай Васильевич уже имел опыт отстаивания своей идеи. Но сейчас все выглядело гораздо сложнее. Словно во время революции, освободившееся помещение на улице Бахарева переходило из рук в руки, но несгибаемый ревнитель искусства выступал насессии городского Совета депутатов, заручался поддержкой художников, порой идя ва-банк. «Здоровья, здоровья Вам и много сил и энергии в Ваших замечательных делах. Радуюсь, что залы для галереи уже переданы Вам. Теперь мечты Ваши реализуются. Побольше было бы у нас таких людей, как Вы...» -писала в письме Николаю Васильевичу заслуженный художник России И.Н. Воробьева.

Так в муках рождалось любимое детище Авдеева, ставшее не только его гордостью, но и гордостью жителей города, для кого он и стремился открыть этот неиссякаемый источник света.Через год после открытия галерея «Ника» была рекомендована Московским областным комитетом культуры и Московской областной организацией Союза художников к участию во Всероссийском конкурсе музеев «Окно в Россию»......За поиск своего «я», за вечное движение к идеалу, за способность оценить и отчасти изменить окружающий мир мы благодарны искусству, культуре, а значит, и тем, кто это до нас доносит. Николай Васильевич Авдеев — один из таких людей. Ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Московской области». Он награждён почётным знаком Министерства культуры России «За достижения в культуре», почётными грамотами администрации района, его имя внесено в Книгу почёта города Ступина5. Он из тех, которые научили нас понимать, что предела совершенству нет, пока есть и будет мерой всему, в том числе и культуре, — человек.