Министр образования: о насущном...

О ЕГЭ

— Сейчас многие ругают Единый госэкзамен, а что вы о нем думаете?

— Уверена, что итоговая аттестация должна быть. Она дает возможность талантливым ребятам поступить в элитные вузы, которые раньше были для них недоступны. Я вижу, что ребята из отдаленных районов Московской области — Шатура, Шаховская, Волоколамск, которые не могут каждый день ездить на курсы в Москву, показывают отличные результаты и поступают в престижные вузы. Я помню, как мама из обычной семьи радовалась: «Никогда бы не поверила, что мой сын поступит в МГИМО, спасибо, я так счастлива!» Недовольство ЕГЭ, как правило, высказывают люди, привыкшие, что для их ребенка всегда будет сделано исключение. А это неправильно.

— Ваш внук ведь тоже выпускник школы?

— Да, он закончил школу в Москве. Парень он способный, но не всегда прилежный. Но я ему сказала: ты такой же, как все, никаких поблажек не будет. В июле мы разговорились с министром образования Москвы, он узнал, что мой внук — выпускник московской школы, и удивился, что никто в его ведомстве и не знал, что он заканчивает школу. Но это нормально, так и должно быть.

МИНИСТР ЗА ШТУРВАЛОМ

— В Подмосковье мальчишек учат летать. А правда, что даже вы управляли самолетом?

— В 2000 году по инициативе губернатора Бориса Громова мы открыли школу с пилотной подготовкой в академии имени Гагарина. Школе уже больше 10 лет. Мальчики учатся на летчиков, вертолетчиков, техников. И потом выбирают эти профессии. Мы выделает средства на летную практику — я помню, как командующий ВВС сказал нам однажды: «У вас мальчишки налетают больше часов, чем у нас пилоты в некоторых эскадрильях». Когда был первый выпуск и ребята показали губернатору, как управляют самолетами, Борис Всеволодович предложил мне поле-теть. Я, честно говоря, струсила (смеется. — авт.). Я вообще боюсь самолетов. И не полетела. Но через год, когда уже не было телекамер и высоких гостей, я приехала к ребятам на экзамены и решилась. И под руководством профессионалов подняла самолет, совершила круги. Это было незабываемо! Ведь дети верят тебе только тогда, когда ты вместе с ними, не отрываешься от них, не считаешь себя большим начальником. — Продолжая вашу мысль, можно сказать, что и взрослые не хотели бы, чтобы чиновники относились к ним свысока и пренебрежительно, что порой бывает у больших начальников. — Я думаю, чем выше ранг, тем лучше должен быть человек. Я именно так стараюсь относиться к людям. Мне ведь тоже нелегко приходилось в жизни: работала учительницей, параллельно училась в аспирантуре, дочка родилась, комнату снимала. Мои родители не могли мне материально помочь. Как только родилась дочка, я сразу пошла работать в школу. Помню, приехала к очень уважаемому человеку, который занимал тогда высокий пост в нашем районе, чтобы встать на очередь на жилье как учительница. Пешком шла несколько километров, потом добиралась на автобусе и на электричке. Приехала в назначенное время. Начальство занято. Слышу, докладывают, что приехала учительница. «Ничего, подождет», -звучит в ответ. Я жду, конечно, понимая, что люди занятые, но у меня молоко и дочка дома некормленая. Я запомнила это на всю жизнь. И когда ко мне приходят на прием, я стараюсь не заставлять людей ждать.

— А вы потом с этим чиновником не виделись?

— Виделась. Это, кстати, была женщина. Когда она ушла на пенсию, пришла ко мне на прием со своими проблемами. Понятно, она не запомнила ту историю. Я, конечно, ее пригласила, попросила: «Называйте меня Лидой, я ведь ваша ученица». Помогла. Риск быть равнодушным учителем или чванливым чиновником очень велик. Так ведь проще, не напрягаешься. Кстати, социально-педагогические риски — одно из направлений моей научной деятельности.

О МОДЕРНИЗАЦИИ

— Сейчас идет модернизация образования, но пока о ней не все понятно. Для чего она?

— Модернизация — это изменение условий, в которых работают учителя и учатся дети. Это формирование взаимосвязи общества, родителей, педагогов, чтобы школа не была замкнута на себя. Во всех школах области работают управляющие советы — родители, общественность принимают участие в жизни образовательного учреждения. Модернизация — это и качественное улучшение преподавания, условий работы учителя, это более сильные знания, современная оснащенность школ — огромный круг дел.