Огненные версты Яшкина: «Оранжевая революция» в ЧССР

В 1965 году Яшкина назначают командиром 24-й мотострелковой дивизии и переводят во Львов. Тогда дня не проходило без тяжёлой учебной работы, включая тактические учения подразделений с боевой стрельбой. Спустя два года его Самаро-Ульяновская Железная дивизия показала себя во всем блеске. К 50-летию Великого Октября было решено провести масштабные маневры «Днепр» под руководством министра обороны А. Гречко.

Комдив получил приказ: совершить марш-бросок и сосредоточить части на Черниговском полигоне. Приказ был выполнен. Осталась самая малость: доложить высшему руководству о принятых решениях.И вот он в штабной палатке. Вскоре в неё вошли К. Ворошилов, С. Будённый, А. Гречко. Вместе с ними — министры обороны социалистических стран. Доклад прошел успешно. Яшкина поздравили с выполнением сложной задачи. Только чехословацкий министр пожимал плечами: «Как, за двое суток вы прошли 800 километров, да через Пинские болота?»- Пусть никто не сомневается, — ответил комдив. — Мы дей-ствуем в реальной обстановке и способны на многое во имя Родины и защиты интересов стран социалистического содружества.

Как в воду глядел. В начале мая 1968 года ему выпала особая миссия: ввести дивизию — первую из частей Советской Армии, в Чехословакию, где позже, в августе, полыхнет «оранжевая революция». Но сначала предстояло пройти почти всю Польшу.Спать приходилось мало. Нужно было контролировать действия подчинённых, требовать проверки автотранспорта и боевой техники, пополнения запасов продовольствия, согласовать маршруты движения колонн. И при этом знать: теперь твои действия — под пристальным вниманием не только штаба округа, но и руководителей Министерства обороны. А они докладывают лично Л. Брежневу.

5 мая в 18.00 части Железной дивизии пересекли советско-польскую границу. Двигались двумя колоннами, согласно разработке Генштаба. При этом не полагалось отрядов обеспечения движения, авангардов, головных походных застав и комендантской службы. Начальство решило положиться на польских «гаишников». В расчетное время дивизия должна была достичь Силезии, пройдя 750 километров. Но это не учения «Днепр». Здесь — большая политика.

Информация «гаишников» шокировала: за Перемышлем, куда двигалась одна из колонн, начинаются узкие дороги, крутые спуски и каньоны. Трейлеры с тяжёлой техникой не пройдут. Пришлось на ходу, без согласования, менять маршруты. Потеряли пять часов... Вскоре Яшкин получил шифровку от начальника штаба округа: подготовиться к сложению полномочий. Коней на переправе. в буквальном смысле. Ведь именно в это время войска перестраивались и, стремясь наверстать потерянное время, шли к месту рассредоточения уже четырьмя колоннами. Показали себя механики-водители, которых специально готовили для таких изнурительных маршей.

На пути в Силезию комдива встретил руководитель Катовицкого воеводства Эдвард Герек (в недалёком будущем -первый секретарь ЦК Польской объединённой рабочей партии). Встретил гостеприимно, рассказал, как успокаивал население.Русские войска были для поляков в то время не в диковинку. Но гарнизоны находились в военных городках, полигоны были закрытые. А сейчас по дорогам страны шли трейлеры с танками, боевые машины и бронетранспортеры, артиллерия и другие боевые средства, включая ракетные установки. Попробуй объясни людям, что это не война. Тем более в соседней Чехословакии вскоре заполыхает.Яшкина вызывала Москва. Думал, назовут имя преемника. Вышло наоборот: в Генштабе похвалили за инициативу, сообщив, что теперь приказы будут исходить лично от маршала И. Якубовского. А с начальником штаба округа его командующий пообещал разобраться.