От первого лица: Ю.И. Рогозин, часть 1

Председатель Комитета по труду и занятости населения Московской области Ю.И. РАГОЗИН:
«НАДЕЮСЬ, ЧТО СЛЕДУЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПРОЙДУТ ТАК ЖЕ ЭФФЕКТИВНО И СОЗИДАТЕЛЬНО...»

— С момента принятия закона о занятости и основания службы какие рычаги, запланированные в то время, стали работать эффективно, какие не дали должного результата, а от каких отказались со временем совсем?- Два основных принципа были заложены разработчиками Закона 1991 года, но они, увы, не прижились.Первый предусматривал страховой характер взносов, которые работодатель платил в Фонд занятости. Тем самым работник страховал себя на случай потери работы. Этот первый принцип нес в себе не только решение финансовой стороны дела, он включал в себя активное, обязательное участие государства, поскольку оно было держателем, хранителем и пользователем средств Фонда во время некритической ситуации. Чем больше были перечисления в государственный Фонд занятости со стороны работодателей конкретного гражданина, тем более солидное участие принимало государство в решении дальнейшей трудовой судьбы этого человека при возникновении страхового случая.

Второй принцип — ориентация на создание рабочих мест (субсидируемая занятость) или поддержание предприятия в тяжелый период, период модернизации. Работодатель, имея на руках договор со службой, получал гарантии, которые позволяли ему приобретать оборудование, кредитоваться в банке, развивая или поддерживая производство.Во всех европейских странах подобная схема является основой в выстраивании взаимоотношений с безработным и работодателем. Ни в одной стране мира нет прямого финансирования из федерального бюджета, как у нас сейчас. Нет обезличенного, не дифференцированного подхода к непосредственному получателю средств пособий.Сегодня, к сожалению, и мы об этом много лет говорим, современная версия закона о занятости не стимулирует к трудоустройству, поскольку там от-сутствуют все экономические составляющие самого процесса, обеспечивающего занятость населения.

Я вам говорил о страховом характере взносов. Чем больше работодатель вкладывает, тем больше работник получит. В отношении с работодателем существовала следующая схема: чем больше средств вкладывается в развитие предприятия (кредитование или приобретение оборудования по лизингу, естественно при гарантии государства) при обязательном условии сохранения рабочих мест в случае возникновения каких-нибудь критических ситуаций, тем больше вероятность сохранения производства, сохранения кадрового потенциала и т. д.Сегодня пособие по безработице не может служить и не является средством к существованию работника. Это пособие, которое дается на какой-то временной период для поиска соответствующей работы. Наши сограждане не всегда это понимают.